родительский всеобуч

Лекция для родителей на тему
 «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка»

Характер и нравственное поведение ребёнка-
Это слепок с характера родителей,
Он развивается в ответ на их характер и их поведение.
(Эрих Фромм)

По своему психологическому статусу  школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа  выступает посредником между обществом и ребёнком  с целью его социальной защиты.
У школы несколько  иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы.
Сегодняшние дети в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются и младшего школьного возраста. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается  изменением в глазах ребёнка ценности собственной семьи.  Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на всём образе его жизни, его поступках и поведении.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребёнку должна быть глубокая вера в своего ребёнка и доверие, не показное и фальшивое, а искренне и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Общая цель семьи и школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. Задача школы – сделать семью помощником  и другом,  как для самого ребёнка, так и для школы.
Проблема  целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребёнке понимание того, что школа – это определённая социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.
Перед школой, которая занимается вопросами образования,  и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, образовательный опыт поколений и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания.  Это невозможно без нравственного воспитания.
 Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нём родителей обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, уметь предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.


Слово-дело великое. Великое потому,
что словом можно соединить людей,
словом можно и разъединить их,
 словом можно служить любви,
 словом же можно служить вражде и ненависти.
 Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н. Толстой.

Нравственная ценность-это набор ценностных установок, которые в будущем становятся  нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит  в себе вплоть до образования собственной семьи.
Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм  или эгоцентризм в нём будет преодолеваться.
Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к родине, к своему народу.
Нравственную установку ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением. Используя силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.
Одной из самых важных нравственных потребностей. Является способность ребёнка и взрослого проявлять доброту на деле, а не словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождения образа жизни взрослых  с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Ещё одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести. Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое. Надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать нравственные развитые потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во – первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во – вторых , родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В – третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
В – четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а  также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.



Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Важны знания и умения, которые он сможет приобрести в процессе упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать оценку повыше в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения вслух по поводу объективности выставленной оценки. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.


Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.


«Мобилизуемся на учёбу! После каникул…»

В каникулы дети поздно ложатся спать, долго смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. Если все пустить на самотёк, адаптироваться к школе потом очень трудно.
Многие родители думают, что ребёнок в первый же учебный день сам по себе настроится на учёбу, сконцентрируется и станет внимательным. «Надо, значит надо!» - говорят взрослые. Они думают, что стоит, как в сказке, произнести заклинание: «Горшочек! Вари!», и мысли настроятся на школьные будни, подготовку уроков, написание контрольных. Но… не варит «горшочек»! Точнее, варит не так быстро, как нам бы этого хотелось. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к школе после каникул.
Во время каникул резко меняется распорядок всего дня: и сна, и питания, и прогулок. Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9-10 часов утра, затем завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (мы, по крайней мере, на это надеемся), а спать ложатся поздно, желая посмотреть все интересные фильмы, которых много в праздничные дни.
Если в таком режиме ребёнок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход к учёбе даётся ему очень нелегко. Отвыкший вставать в 7.00, первые школьные дни он почти спит на уроках. Какая уж тут концентрация внимания и хороших оценки?

Как провести каникулы с пользой?
Чтобы облегчить своему ребёнку переход от каникулярного времяпровождения к школьным будням, нужно придерживаться режима дня и во время каникул. Конечно, идеально, если бы прежний распорядок дня сохранился (подъём в 7.00, ночной сон с 21.30). Но это вряд ли выполнимая рекомендация.
Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. Возможно, для этого придётся настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребёнок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста!» и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.
Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

«Мне нравится, что ты…»
Это игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребёнок, и родители испытывают очень тёплые чувства.
Надо взять любую мягкую игрушку и передавать её друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь».
Мама может услышать от ребёнка, что ему нравится, что мама «добрая, даёт конфеты, покупает игрушки и т.д.»  А ребёнку можно сказать, что нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.»  Чем больше будет таких высказываний, тем лучше. Понятно, что в этой игре выигрывают двое.
На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребёнок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и ещё долго будет вспоминать, как вы играли.

Перерыв на уроки.
На каникулы, как правило, задают уроки. И задача родителей – проследить, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днём.
Если ребёнок желает сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то пусть так и будет. Но если он оттягивает момент, когда нужно будет сесть за стол, то вам придётся напомнить ему о заданиях.
Не ленитесь, посмотрите дневник и вместе определите, что должно быть сделано. Затем договоритесь, в какое время он будет выполнять задания. Если ребёнок поймёт, что в день ему не требуется более 20 минут, то вряд ли будет сильно сопротивляться.
Более того, равномерно распределение  нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни.
Лучший помощник при многих проблемах – это свежий воздух. Во время каникул постарайтесь, чтобы ваш ребёнок чаще «проветривал» свою уставшую голову. Будет идеально, если вы сделаете эти прогулки семейными.
Ребёнок, проводивший много времени на улице во время каникул, адаптируется к школе гораздо быстрее, чем тот, кто всё это время просидел около компьютера и телевизора.

Последний вечер каникул.
От того, как вы проведёте последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребёнку к школе в учебной четверти.
  • Сделайте этот вечер спокойным.
Поменьше упрёков и ругани.
  • Помогите ребёнку собрать портфель.
  • Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть.
  • Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра.

Первые недели школьной жизни.
Третья четверть – самая длинная и трудная в году. На неё приходятся два «критических» периода школьного года: первая неделя после каникул и межсезонье. У врачей есть даже понятие «синдром третьей четверти», когда в конце зимы – начале весны ученики начинают чаще болеть, а успеваемость падает, желание ходить в школу исчезает. Чтобы ваш ребёнок этого избежал, постарайтесь максимально облегчить ему этот период.
  • Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу.
  • Не планируйте других изменений в жизни.
  • Продолжайте бывать на свежем воздухе.
  • Обратите внимание на питание.
Посоветуйтесь с врачом и приобретите хороший витаминный комплекс.
  • Обращайте внимание на жалобы ребёнка на головную боль, боли в животе, усталость.
Это не «капризы». К середине зимы организм школьника испытывает большие нагрузки, которые усугубляются недостатком солнечного света. Если у вас есть такая возможность, устройте ребёнку «внеплановый» выходной посреди недели. Но только не для того, чтобы он сидел за телевизором и компьютером! Сделайте этот день «днём здоровья»: вместе погуляйте в заснеженном лесу, покатайтесь на лыжах. Такой неожиданный выходной отлично помогает снять усталость. Чтобы предотвратить злоупотребление ребёнка вашей добротой, скажите, что такие дни здоровья будут каждый месяц, но не чаще. Если жалобы на недомогание остаются, покажите ребёнка врачую
  • Не забывайте про ласку.
Психологи говорят: если ребёнка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает  мозг». Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, открыты в общении.
Приласкайте своего ребёнка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!
И последний совет для тех, кому трудно вставать по утрам: выполните упражнение «Звезда». Ещё лёжа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд в комфортном для вас темпе. Вы очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать рабочий или учебный день!


По материалам статьи Юлии Василькиной,
журнал «Здоровье школьника»




Комментариев нет:

Отправить комментарий